<<Назад
ЗОНТИК И УСНУВШАЯ РАДУГА
Детство требует сопровождения. Ребёнок видит мир первозданным, остро ощущает смысл и предназначение каждого предмета, его форму, цвет, запах, но пока не может оформить своё видение в словах. Без помощи взрослого эта глубинная связь с миром просто-напросто прервётся, человек может потеряться.
Заметим: вот девочка Маша держит кубики в коробке, а мячики в корзинке, почему?
Чувствует подобное: круглые мячики, как ёжики или щенки, лежат в колыбелеобразной ёмкости, не обижаются на владельца.
Подобные слова нам нужны для проговаривания внутренних ощущений ребёнка – в подробностях, переходах, оттенках. Жаль, они редко звучат в разговорах с детьми.
Подумаем: сколько у мальчика может быть солдатиков? «Мешочек… коробка!» А сколько кукол может быть в доме? «Пять…одна любимая».
Вот-вот, почему-то кукол всегда меньше, чем солдат. Кукла смотрит в глаза, у куклы свой угол, дом для куклы делает её ещё более прекрасной. Это что-то индивидуальное, равноподобное ребёнку. С куклой ведут разговор. Другое дело солдатики: они учат пространственным отношениям, приучают распоряжаться пространством, социали-зируют. И нельзя требовать немедленного «наведения порядка» после того, как ребёнок, кажется, перестал играть. Нельзя также лишать мальчика куклы, а девочку солдатиков. И не кладите ребёнка спать с куклами-животными. Идеально - простая, мягкая, чуть плосковатая кукла.
Буквально чуть-чуть про свистульки и погремушки. В чём тайна свистульки? Она сродни сотворению голоса. А погремушка – беременность, это то, что внутри. И получается, что ребенка с самого начала жизни сопровождают невероятно значимые вещи. Я говорю это не затем, чтобы ребенок получал подобные объяснения, а затем, чтобы родители всегда помнили о настоящих смыслах обыкновенных вещей, окружаю-щих ребёнка.
Это ведро мне подарила бабушка, когда я тяжело болела. И всё время там стояли какие-то цветы. «Сейчас у тебя. Теня, стоит ведро гиацинтов». Или фиалок, а то — тюльпанов. И это «представление» помогало мне не меньше лекарств, ощущение себя как ребёнка, у которого стоит целое ведро фиалок!
Вот посуда перед нами. Почему чайники пузатые, а кофей¬ники длинные? Почему чашка с ручкой, а рюмка с ножкой?
«У чашки ручка, она тёплая или даже горячая, а рюмка холодная... Чайник — мужское, с носиком, он наполняет чашку». Да. Посмо¬трите, чашка с блюдцем — как дом с приусадебным участком.
Разговор на лужайке. Берём чашку под ручку и отправляемся на прогулку, ведём чашку туда-сюда. И пусть чашки в доме бу¬дут разные, неповторимые. Тогда сказка родится: «Жили-были чашки, у них был приветливый чайник, и чашки часто делали для него сюрпризы...» Верно подмечена женская суть чашки. А рюмка на ножке — вертикаль поздравления, официальная при¬поднятость. Забыли про стаканы с подстаканниками, а ведь под¬стаканник — это парадный костюм стакана...
Всё имеет внутреннюю смысловую образность и тайну, оо этом надо разговаривать с ребёнком.
Много чего у нас бывает в руке, а вот как это отражается в голове? Зонтик. Нет предмета более бытового, но и более волшебного.
Что это? «Крыша дома... На грибок похоже На скорлупу от яйца... Парус... Карусель... Парашют... Мери Поппинс… Оле Лукойе... Кнопка от звонка... Балерина... Чупа-чупс... Колесо... Часы... Руль...»
Вот это да! Вы заметили, как игра в сравнение увеличивает мир, делает его праздничным? Поэтому дети любят жить под зонтиками. Это вещь, которая приподнимает и закрывает и линия. Трость, что-то мужское и воинственное, но ведь и платье! Такой дом с корнями, когда ты идёшь под зонтом в дождь. Зонты любят сказочники. И мне давно хочется разрисовать белый шёлковый зонтик. И вас я прошу нарисовать то, что могло бы быть на вашем зонте. Какой зонтик я бы сейчас над собой открыл? Нарисуйте.
...Ох! Месяц, звёзды! Облако, парус... а вот - вот непонятный кружочек, и в нём много-много слоев. Что это? Наверное, уснувшая радуга...
Мяч или кубики?
Загляните в детскую комнату — там в уголке наверняка спрятался бойкий резиновый мячик, и, возможно, даже не один. А в коробке непременно - множество больших и маленьких деревянных и пластмассовых, разноцветных и однообразных кубиков. Или они разбросаны где только можно, или уже послужили строительной идее.
Мячи и кубики — эти атрибуты детской игры, неизменные спутники растущего человека. Давайте приглядимся к ним внима¬тельнее.
Мяч — это круг, который удобно обнимать.
Кубики — это квадрат, с которого хочется начать строительство башни...
Мяч — может жить и один в доме.
Кубики — располагаются стайкой.
Мячики — бывают маленькие, средние, детские и взрослые.
Кубики — почти всегда маленькие, совсем большой кубик — это Дом.
Мячики — живут в вечной подвижности. Им трудно отдыхать, и они то и дело куда-нибудь закатываются... В друзья себе выбирают непосед.
Кубики — тяготеют к устойчивости и основательности. Этому и учат.
Мяч - можно схватить руками и послать в кольцо или сетку. Удар ногой для него не обида, а обретение траектории.
(…)
Мяч освобождает руку.
Кубик оттачивает движение.
Мяч живёт в настоящем времени в россыпи моментальных прикосновений.
Кубик прорисовывает будущее, опредмечивая первые несложные построения и планы на языке детской архитектуры.
Да! У мячиков есть родственники: мыльные пузыри и воз¬душные шары. А наши бабушки и дедушки играли маленьки¬ми тряпичными мячиками на тоненькой длинной резинке, за-креплённой на одном из пальчиков. И после броска в любую сторону мячик возвращался в детскую ладошку, радуя своей верностью и преданностью...
Не все дети, предпочитающие проводить время с кубика¬ми, будут свободны в общении с мячом. И не все поклонники подвижной игры усядутся за усердное выстраивание. Но есть дети, говорящие на языках и кубика, и мяча. Важно только дать им возможность выбора.
Что выбирает ваш ребёнок — мяч или кубики?
Татьяна Викторовна Бабушкина
<<Назад
Телефон: +7-918-420-40-34, e-mail: elenarazina22@mail.ru, www.tri-edinstvo.ru
|