Центр развития личности "Триединство человека"

 

Статьи

<<Назад

Свобода и произвол. Виктор Аксючиц.

Виктор Владимирович Аксючиц (род. 1949, БССР) — христианский философ, богослов, публицист, российский политик, религиозный деятель.

Свобода – это необусловленность выбора извне и самоопределяемость изнутри. Возможен необусловленный выбор, в котором личность уходит от себя, теряет и предает своё «Я». Истинно свободный выбор творчески выражает и раскрывает личностное «Я», глубинно соединяет с Богом и являет образ и подобие Божие. Поэтому человек свободен только в Боге. Отказываясь от Богом данного назначения человек отказывается и от свободы, отказываясь от свободы, человек не способен реализовать своё предназначение.

Принято считать, что трагедия свободы заключается в том, что принудительное добро не есть добро, а свободное (истинное) добро предполагает свободу выбора зла. Но необходимо признать, что духовная, творческая свобода прямо противоположна так называемой свободе зла – произволу, своеволию. Свобода проистекает от Бога и восходит к Богу, она может быть источником только созидания, истины, добра, красоты. Истинное добро всегда свободно, а свободный поступок порождает только добро. Зло является результатом отказа от свободы, направлено на угашение свободы. Возможна только свобода добра, зло же рабское по природе своей. Зло есть предательство свободы и порабощение личности.

Добро – это действие божественного начала в человеке, в то же время это истинно человеческое начало, сущность личности. Добро входит в мир через человека, но единственный и всецелый источник добра – благодать Божия. Свобода есть голос благодати в личности. Свобода – сердцевина человека, основа человеческого достоинства. Личность, поскольку она утверждает себя как таковая, способна только на свободное самоосуществление. Свобода, как искра Божия в человеке, порождает только добро. Свобода не способна содеять зло так же, как Сам Бог не способен совершить зло. Акт свободы созидает новые сущности, новые формы бытия. Участие в творческом акте Бога и есть собственно добро.

Искус свободы не в том, что она создаёт условия для греха и зла, а в том, что человек свободен настолько, что способен отказаться от свободы и не проявить её в решительный момент. Переставая быть личностью, человек отказывается от свободы и впадает во власть своеволия и произвола.

Своеволие – воля самости в человеке, склоняющая его ко злу. Господство в человеке внутренних страстей, инстинктов, маний, гордыни – рабство у самости. Своеволие самости означает активное отвержение свободы, самоутверждение эгоистической индивидуальности. Это демоническое самоутверждение особенно опасно тем, что искушает видимостью индивидуальной свободы.

Произвол – это диктат внешнего или внутреннего хаоса и косности материи. Это полная зависимость индивидуальной воли от безличного – внешнего или внутреннего, обезличивание человека. Своеволие эгоистически целенаправленно. Произвол хаотически бессмыслен – произволен.

В основе своеволия и произвола лежит отказ от свободы. Акт свободы духовен, это прорыв личности к горнему. Отдание же себя самостной воле или произвольным стихиям понижает уровень бытия, затопляет душу низшими инстинктами или стихиями.

«Зло есть удаление от Бога и сосредоточение на самом себе как на тленном и плотском» (св. Афанасий Великий). Своеволие – это само-волие, само-чинность, само-управство, порабощение самостной воле, своенравный отрыв от Бога и самоабсолютизация. Самость эгоистически самоутверждается, настаивает на самодостаточности своей индивидуальности. Самость выделяет себя через противопоставление Богу, другим, миру. Тотальное противопоставление разрывает связи, переориентирует энергию на агрессию, разрушение. Гипертрофированная самость безосновна, бессвязна, агрессивна – она произвольна, хаотична. Срыв в самость означает отказ от личностного назначения и, тем самым, восстание на творческий акт Бога, что и есть зло.

Таким образом, правильнее говорить не о свободе выбора, а о выборе свободы. В свободе содержится и возможность отказа от свободы. Выбор состоит в том, что личность самоопределяется в свободе либо отказывается от свободы. Свобода же проявляет себя не как выбор между добром и злом, но как созидание добра. Зло совершается существом, отказавшимся от свободы и порабощённым. Если человек отказывается от свободного творческого самополагания, то обрывает живую связь с Творцом – условием и источником свободы.

«Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства»(Гал. 5, 1). Свобода, дарованная Христом, может сохраниться только при обращённости к Богу. Уходя от Бога, человек теряет свободу и отпадает в рабство произвола и своеволия.

Свобода – отражение Христова взора в человеке, восприятие Божьего взгляда любви и ответный взгляд любви. Любовь не может быть насильственной и насиловать, иначе она перестаёт быть любовью. Любовь к Христу раскрывает и взращивает человеческую свободу.

Свобода не отделяет от Бога, а наделяет величайшей ответственностью сотворца и соратника Божия. Независимость тварного от Творца ведёт к само-волию, само-произволу. С небес даруется свобода, из хаотической бездны восстаёт самость. К независимости от Бога стремятся силы зла, которые человек может принять за творческие начала.

Самость и индивидуальность являются естественным центром тварного существа. Личность же – это сверхъестественный центр индивидуального бытия, духовный фундамент индивидуальности. Самость и индивидуальность оказываются ступенями прорастания, формами воплощения и местом пребывания личностного начала.

Личность остаётся таковой только в той степени, в какой сохраняет основу своего бытия – духовность и неотмирное назначение. Измена свободе как образу Божьему в себе опрокидывает человека в неличностное, в плен самости. Человек по природе своей ни на мгновение не перестаёт быть деятельным существом, и если он не самоопределяется в свободе, то в его деятельности реализуются безличные стихии.

Свобода требует защиты, непрекращающихся усилий, творческих мук и горения. Без утверждения свободы её неизбежно подменяют стихии своеволия или произвола. Человек изначально свободен от всего, кроме свободы. Истинная личность – властелин свободы, прорыв в мир свободы. Свобода человека абсолютна, но человек, лишённый бытийных корней – связи с Богом – срывается в произвол и своеволие.

Творческой свободе человека нет указаний ни на небе, ни на земле, но этим человек-творец не становится морально бессодержательным и невменяемым. Совесть – это голос Божий в человеке, зов свободы и вселенской ответственности. Совеститься может только свободный человек. Совесть противостоит давлению своеволия самости и произвола хаоса.

Итак, спасение, добро невозможны вне свободы. Это же говорит и о том, что человек полномочен помогать в спасении близкого, не нарушая основ его свободы. Сила не должна ограничивать свободу. Но злу необходимо противостоять силой. Сила правомочна против произвола и своеволия. И это означает не подавление личности, а борение против самости за личность.

Но в чём критерии отличия свободы от произвола, своеволия? Любовь открывает душу видению свободы другого. Только любящее сердце способно уловить импульс свободы, и только любовный взгляд обнаруживает акт свободы и добра. Свобода порождает только любовь и любовь может быть только свободной. Свобода без любви вырождается в произвол. В любви свобода не отменяется, а углубляется. В предстоянии перед свободой другого сполна проявляется наша свобода: не умалить себя, но и не унизить другого – в этом вершина свободы-любви.

Этим раскрывается смысл антиномической христианской истины: злу сопротивляться силой, нолюбить врага своего. Линия разделения добра и зла проходит не между людьми, а по человеческим душам. Любовь позволяет в борьбе со злом бороться не с человеком, а за его личностное достоинство. Личность как образ Божий неразрушима, и искра Божия остаётся даже у самых последних грешников. Любовь способна отличить добро от зла. Любовь, сострадание, милосердие врачуют своеволие, ограждают от произвола и пробуждают в человеке его свободу и нравственное достоинство. В этом и состоит антиномия христианской позиции: твёрдо пресекать распространение зла, но иметь христианское сострадание к живым его носителям и пленникам. И в этом тоже крестонесение свободы.



<<Назад

Телефон: +7-918-420-40-34, e-mail: elenarazina22@mail.ru, www.tri-edinstvo.ru

Триединство
человека
Об организации | Персоналии | Проекты | Молитвы | Статьи | Документы | Контакты
Created by 5bolter 2011 разработка и поддержка сайтов