Центр развития личности "Триединство человека"

 

Статьи

<<Назад

БЕСЕДА ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО О ДЕЙСТВИЯХ СВЯТОГО ДУХА В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РОДЕ

Образ Преп. Серафима Саровского

написан при его жизни, как портрет во весь рост. После прославления преподобного он находился в Дивеевском Монастыре. Перед разграблением Монастыря вывезен был в Киев. В 1943г. доставлен в Берлин, после в поселок Вендлинген, возле города Штутгарта, будучи хранимым Общиной прот. Андриана Рымаренко, и, наконец, в Северную Америку, где хранится в женском монастыре "Ново-Дивеево", как великая святыня Американской земли, его приютившей и ныне обращающейся в святое Православие. Из журнала "Русский Паломник" 1990 г. №2. Валаамское общество Америки.

Ну вот, ваше Боголюбие, мы продлим теперь нашу беседу. Мы в настоящее время, по нашей почти всеобщей холодности к вере святой в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла, до того дошли, что почти не понимаем слов Священного Писания, например употребляемых про Адама: виде Адам Господа, ходящаго в раю, и прочего тому подобного; например, у апостола сказано: идохом в Ахаию, и Дух Божий не иде с нами, обратихомся в Македонию, и Дух Божий иде с нами!

Вот некоторые и говорят: это место непонятно, потому что неужели апостолы так очевидно при себе Духа Святого чувствовать могли? Тут нет ли де ошибки какой? Но ошибки, ваше Боголюбие, не было и нет никакой, ибо святые апостолы действительно всегда так Духа Святого при себе видеть изволили и не иначе, как лишь по такому-то явственному всегда и обо всем очевидному от Духа Святого указанию и поступать изволили. Все это происходит от совершенного невнимания нашего к делу спасения нашего, отчего выходит, что мы и многие другие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало. И это все потому, что не ищем благодати Божией, не допускаем ей вселяться в души наши и потому не имеем просвещения свыше от Господа Бога, посылаемого в сердца людей, всем сердцем своим алчущих и жаждущих правды Божией.

Вот, например, многие толкуют, что когда в Библии говорится, что вдуну Бог дыхание жизни в лице Адама, первозданного и созданного Им из персти, то будто бы это значило, что в Адаме до того не было души и духа человеческих, как Церковь Святая воспевает: «дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи», а была будто бы лишь только плоть одна, из персти земной созданная, а душу и дух человеческий вдунул, дескать, тогда Господь Бог в лице Адама и через это вдуновение вдунуто дыхание жизни!

Но это неосновательно и неверно утверждается, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как святой апостол Павел утверждает: да будет всесовершен ваш дух и душа и тело в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (ср.: 1 Сол. 5, 23).

И все сии три части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим живым существом, подобно другим живущим на земле Божиим одушевленным созданиям. Но вот в чем сила, что если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его дыхания жизни, то есть благодати Господа Духа Святого, от Отца исходящего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни совершенно превосходил всех прочих Божиих созданий, как венец творений Божиих на земле, но все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, в богоподобное возводящего его достоинство, и был бы подобен всем прочим созданным, хоть и плоть, и душу, и дух свой каждому по роду их принадлежащие имеющим, но Духа Святого внутрь себя неимущим.

Когда же вдохнул Господь Бог, как тогда сказано, в лице Адамово дыхание жизни – от Господа Бога Отца, от Господа Бога Сына, Слова Божия искони бывшего, и от Господа Бога Духа Святого – совокупно от всех лиц Пресвятой Троицы на весь мир дышащее и все концы его в руце Своей содержащее, и всю тварь Божию животворящее, тогда-то, по выражению Моисееву, и Адам бысть в душу живу, то есть совершенно Богу во всем подобную и такую, как Он, на веки веков бесмертную, и до того сотворился неподлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не мог жечь, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух повредить каким бы то ни было, ныне во вред нам сущим, своим действием, и все покорено ему было как любимцу Божию, как царю и обладателю твари, и все любовалось на него, как на всесовершенный венец творений Божиих, превосходящий всю сущую на земле, и на водах, и в воздухе тварь Божию.

И от этого-то дыхания жизни, вдохнутого в лице Адама из всетворческих уст Всетворца и Вседержителя Бога, Адам до того преумудрился, что не было никогда от века, да едва ли и будет на земле человек премудрее и многознательнее его; ибо когда Господь повелел ему нарещи имена всей твари, то каждой твари дал такие названия, которые знаменуют всю силу и все свойства всякой твари, которые она имеет по дару Божию.

И вот по этому-то всепревосходящему дару благодати Божией, ему ниспосланному, мог видеть и разуметь Адам и Господа, ходящего в раю, и постигать все глаголы Его священно-тайного разговора всетворческого с ним, и беседу святых ангелов, и язык всех зверей, и птиц, и гадов, живущих на земле, и все то, что ныне от нас, как от падших и грешных, сокрыто, а для него до падения было ясно. Такую же премудрость, и силу, и все прочие благие, и святые качества даровал Господь Бог и Еве, сотворив ее уже не от персти земной, а от ребра Адамова.

А дабы могли они всегда поддерживать в себе все бессмертные богоблагодатные свойства дыхания жизни, посадил Бог посреди рая древо жизни, в плодах которого заключил вполне всю сущность и полноту всех даров этого Божественного Своего вдуновения, дабы Адам и Ева и сами (и если бы не согрешили, то и все их потомство) могли, всегда пользуясь вкушением от плодов древа жизни, поддерживать не только вечно в себе животворящую благодать Божию, но и бессмертную вечно юную полноту сил плоти и души, и духа, и всегдашнюю нестареемость бесконечно бессмертного всеблаженного состояния своего, даже и воображению нашему в настоящее время неудобопонятного. Когда же вкушением от древа познания добра и зла противно заповеди Божией узнали различие между добром и злом и подверглись всем бедствиям, последовавшим за преступление заповеди Божией, то лишились этого бесценного дара Божия, так что до самого пришествия в мир Богочеловека Иисуса Христа Дух Божий не убо бе в мире, яко Иисус не у бе прославлен (ср.: Ин. 7, 39).

Однако действия Духа Божия и качества Его действований и признаки Его явлений человекам были вполне и постоянно известны роду человеческому. Так, например, Адаму, а равно Еве после падения открыты были многие тайны, до будущего спасения рода человеческого относившиеся, и Каину, несмотря на нечестие и преступление его, удобопонятен и внятен был глас благодатного Божественного, хотя и обличительного, собеседования с ним. Ной беседовал с Богом. Авраам видел Господа и день Его и возрадовался о том. Иов, когда друзья его укоряли в том, что он хулит Господа, не иное что сказал им, как: что вы укоряете меня, что я хулю Господа? но вот Дыхание Вседержителя или что одно и то же Дыхание жизни – в ноздрехмоих, и если бы я хулил Господа, то оно бы отошло от меня за хулу мою (ср.: Иов. 27, 2–3 ).

Евреям являлся столп облачный и огненный, путеводя их в землю обетованную, и сие было не что иное, как та же самая благодать Духа Святого или Дыхание Вседержителя, и у них даже заведены были особые пророческие училища для научения людей, как распознавать признаки явления Божьего или ангелов от обыкновенных случающихся в природе явлений.

Симеону Богоприимцу, Богоотцам Иоакиму и Анне и многим бесчисленным рабам Божиим были постоянно разнообразные (не во сне и не прелестные), но въяве Божественные явления, гласы, откровения, очевидно чудесными событиями оправдываемые и не могшие оспариваться и язычниками, потому что и из среды их Бог находил избранных Им людей, каковы, например, были сивиллы-пророчицы, то есть девственницы, а следовательно, по чистоте своего девства, хранившегося хотя и для Бога неведомого, но все-таки для Бога Творца вселенной, могли удостаиваться наития Святого Духа и Его Божественных откровений. Так и философы языческие, которые хотя и во тьме Божественного неведения блуждали, но, ища истины, возлюбленной Богом, могли быть по этому уже боголюбезному исканию ее не непричастны Духу Божиему, ибо сказано:языци неведущие Бога естеством законная творят и угодная Господу Богу содевают через это; а истину так любит Господь, что Сам про нее Духом Своим возвещал: истина от земли возсия и правда с небесе притече.

Так вот как и в еврейском, священном любезном Богу, народе, и в язычниках, неведущих Господа, все-таки сохранилось ведение Божие, то есть ясное и разумное понимание о том, как Господь Бог Дух Святой действует в человеках и как именно и по каким наружным и внутренним ощущениям можно удостовериться, что это действует в нас Господь Бог Дух Святой, а не прелесть вражия. И это все было таким образом до пришествия Господа нашего Иисуса Христа в мир, и без этого сохранившегося в роде человеческом ощутительного о действиях Духа Святого понимания не было бы людям нипочем возможности узнать в точности, пришел ли в мир обетованный Адаму и Еве плод, Семя Жены, имевшее стереть главу змия.

Но вот Симеон Богоприимец, Духом Святым сохраненный, после предвозвещения ему на 65-м году жизни тайны приснодевственного от Пречистой Девы Марии зачатия и рождения, проживши по благодати Духа Святого более 300 лет, потом на 365-м году жизни совей сказал ясно во храме Господнем, что ощутительно узнал по дару Духа святого, что это и есть Он Самый, именно Тот Христос Спаситель мира, о вышеестественном от Духа Святого зачатии и рождении коего ему 300 лет назад было от Ангела предвозвещено. И вот святая Анна Пророчица, дочь Фануилова, 80 лет от вдовства своего в храме Божием служившая и по дарам благодати Божией за вдовицу праведную, чистую и благодатную рабу Божию известную, возвестила, что это действительно Он и есть обетованный миру Мессия, истинный Христос Бог и Человек, Царь Израилев, пришедший спасти Адама.

Когда же Он, Господь наш Иисус Христос, изволил совершить все дело спасения, то, дунув на апостолов, возобновил дыхание жизни, утраченное Адамом, и даровал им эту же самую адамовскую благодать Всесвятого Духа Божия. Но мало сего – сказано Им: уне есть им, да Он идет ко Отцу; аще же бо не идет Он, то Дух Божий не приидет в мир; аще же идет Он ко Отцу, то послет Его в мир, и Он, Утешитель, наставит их и всех последующих их учению на всякую истину и воспомянет им вся, яже Он глаголал им еще сущи в мире с ними (ср.: Ин. 14, 26; 16, 7, 13 и др.). Это уже обещана была Им благодать возблагодать. И вот в день Пятидесятницы торжественно ниспослал Он им Духа Святого в дыхании бурне, в виде огненных языков, на коемждо из них седших и вошедших в них, и исполнивших их силою огнеобразной Божественной благодати, росоносно дышащей и радостотворно действующей в душах, причащающихся Ее силе и действиям.

И вот про эту-то самую огнедохновенную благодать Духа Святого, когда она подается нам всем верным Христовым в Таинстве Святого Крещения, священно запечатлевая миропомазанием главнейшие Святою Церковию Божией указанные места плоти нашей, как вековечной ее хранительницы, говорится: «Печать дара Духа Святого». А на что, ваше Боголюбие, кладем мы печати свои, как разве только на сосуды, хранящие какую-нибудь высокоценимую нами драгоценность?

Что же, что же может быть выше всего на свете и что есть драгоценнее даров Духа Святого, в Таинстве Крещения нам ниспосылаемых свыше? Ибо крещенская благодать эта столь велика и столь необходима для человека, столь живоносна, что даже и от человека еретика не отъемлется до самой его смерти, то есть до срока, обозначенного свыше по Промыслу Божиему для пожизненной пробы человека на земле – на что-де он будет годен и что-де он в этот богодарованный ему срок, при средствах, свыше дарованных ему на спасение, совершить сможет.

И если бы мы не грешили никогда после Крещения нашего, то вовеки пребыли бы святыми, благодатными, богоносными, непорочными и от всякой скверны плоти и духа изъятыми угодниками Божиими.

Но вот в том-то и беда, что мы, преуспевая в возрасте, не преуспеваем в благодати, в разуме Божием, как преуспевал в том Господь наш Иисус Христос, а напротив того, развращаясь, мало-помалу лишаемся благодати Всесвятого Духа Божиего и делаемся в многоразличных мерах грешными и многогрешными людьми.

Но когда кто возбужден будет ищущею спасения нашего Премудростию Божиею, обходящею всяческая и ищущею, не решится ли кто ее ради на утренневание к Богу и бдение ради обретения вечного спасения своего, – тогда, послушав глас ее, надобно прибегать к истинному во всех грехах своих покаянию и к сотворению противоположных содеянным грехам добродетелей, а через добродетели приобретению Духа Святого, внутрь нас действующего и внутрь нас Царствие Божие устрояющего, по слову Божиему: внутрь вас есть Царствие Божие (ср.: Лк. 17, 21); и нуждно есть оно, и нуждницы е восхищают (ср.: Мф. 11, 12); то есть те люди, которые, несмотря и на узы греховные, связывающие их и не допускающие своим насилием и возбуждением на новые грехи, прийти к Богу совершенным покаянием на истязание с ним (по Его же слову: приидите – и аще грехи ваши будут яко багряное, то яко снег убелю их (ср.: Ис. 1, 18), презирая всю крепость этих связок греховных, нудятся расторгнуть их, – такие люди являются потом действительно пред Лице Божие, паче снега убеленные Его благодатью, как некогда святой тайновидец Иоанн Богослов видел их в одеждах белых, то есть одеждах оправдания и «финицы в руках их» (Апок. 7, 9), то есть знамение победы, поющих Богу дивную песнь: Аллилуиа. Красоте их пения никтоже подражати можаше.

Про них Ангел Божий ему сказал: сии суть, иже приидоша от скорби великия, и испраша ризы своя, и убелиша их в Крови Агнчей (ср.: Апок. 7, 14), – попраша страданиями и убелиша их в причащении Пречистых и Животворящих Таин Плоти и Крови Агнца непорочна и Пречиста Христа, прежде всех век закланного волею Его собственною за спасение мира, присно и доныне закалаемого и раздробляемого, но николиже иждиваемого, подаваемого нам в вечное и неоскудеваемое спасение наше, в напутие живота вечного, во ответ благоприятен на Страшном Судилище Его и в замену, гораздо лучшую и во многократ дражайшую и всяк ум высокопревосходящую, – того плода древа жизни, которого хотел было лишить наш род человеческий враг человеков, спадший с небеси денница.

Хотя враг диавол обольстил Еву, а через нее и Адам пал, но Господь не только обетовал им, а и даровал нам Искупителя в Семени Жены (смертью смерть поправшем) Приснодевы Марии, стершем в Самом Себе и стирающем во всем роде человеческом главу змиеву Своим неотступным о падшем роде человеческом, Материнским всегдашним попечением и непреоборимым и в Его Пречистой Матери за самых отчаянных грешников ходатайством к Сыну Своему и Богу нашему. Посему самому Божия Матерь и называется «Язвою бесов», ибо нет возможности бесу погубить человека, лишь бы человек только сам не отступал от прибегания к помощи Божией Матери.



<<Назад

Телефон: +7-918-420-40-34, e-mail: elenarazina22@mail.ru, www.tri-edinstvo.ru

Триединство
человека
Об организации | Персоналии | Проекты | Молитвы | Статьи | Документы | Контакты
Created by 5bolter 2011 разработка и поддержка сайтов